В 1982 году Общество сохранения диких животных (WCS) приступило к программе по сохранению исчезающих видов. Одной из задач её является разведение и сохранение видов в профессионально управляемых зоопарках и океанариумах. Таким способом ведётся сохранение снежного барса, даурского журавля, мадагаскарской черепахи и других животных.
Есть в американских зоопарках и наши амурские тигры. Об одном из них я вам расскажу. Зовут его Глобус. Его отец Кучер и мать Нюрка живут в посёлке Гайворон, где находится лаборатория Биолого-почвенного института ДВО РАН. В 1995 году у них родились два тигрёнка. Нюрка отказалась их кормить – такое случается. Один тигрёнок умер, а второго выкормили и выпестовали Виктор и Елена Юдины – сотрудники института.
В 1997 году Глобуса увезли в далёкую страну Америку, в Бронкский зоопарк в Нью-Йорке. Нынче ему уже 13 лет. У него серьёзный репродуктивный стаж: четыре детёныша от двух самок в зоопарке «Ривербэнкс» в городе Колумбия в Южной Каролине. А сейчас он находится в зоопарке Питтсбурга, где успешно спарился с тигрицей Томой. Вот что говорит о нём ведущий териолог зоопарка миссис Сазерд:
- Глобус такой симпатяга. Я ни разу не видела тигра, который вёл бы себя так, как он. Мне кажется, что Глобус стал таким, потому что его выкормили люди. Он чувствует себя комфортно с человеком.
С людьми у Глобуса хорошие отношения. Каждый день Глобус и Тома выходят в просторный вольер, чтобы их могли видеть посетители. А рядом, в соседнем вольере, находятся дети Томы – Мара и Петя, которым уже полтора года. Глобус и с ними хорошо общается, подзывает их к себе и трётся с ними носом через сетку. Детёныши отвечают ему взаимностью. Самке Томе Глобус нравится, она зовёт его, ластится к нему. Предыдущего самца Ерги, отца Мары и Пети, она не любила.
У Глобуса обнаружили болезнь почек, которая распространена среди кошачьих. Тигр активен, но много пьёт, что типично для этой болезни. С болезнью справились с помощью лекарств.
На фотографии Глобус – в вольере Бронкского зоопарка. Через толстое стекло Роберта Хорвад общается со своим любимцем. Они познакомились ещё в Гайвороне в 1996 году, когда Роберта приезжала в Приморье с группой туристов. Глобусу тогда уже был год, и это был красивый рослый тигр. Была она и у нас в Сихотэ-Алинском заповеднике. Ей здесь очень понравилось.
Роберта довольно часто приезжает к Глобусу в гости в Бронкс из другого города, чтобы пообщаться, и тратит на каждую поездку много времени. Путешествует она за ним и в другие зоопарки, куда Глобуса отправляют для спаривания с самками. Можно сказать, что Роберту и Глобуса связывает настоящая дружба.
Добавлю ещё, что совсем маленького тигрёнка Глобуса снимали для видеофильма «Тигры снега» из серии «National geographic video», который многие из вас видели.
Этот маленький эпизод из жизни амурского тигра в зоопарках США является примером того, как выполняется программа по сохранению исчезающих видов и какие трепетные чувства могут возникнуть у человека к дикому животному. И это не единственный пример. В Чехии живёт моя знакомая Ирена Юпова, с которой мы переписываемся по электронке и которая мне часто присылает «видеокамеры» из Пражского зоопарка или даже из Африки, чтобы я могла посмотреть на животных и послушать звуки из их жизни.
Посмотреть Африку часто не удаётся, так как я включаюсь вечно не в то время, когда там жаркий день и на водопое никого нет, но звуки африканской сельвы я слушаю с удовольствием и даже с замиранием сердца – я как будто оказываюсь там, в африканской сельве. Звонко чирикают заморские, неизвестные мне птицы, порывы ветра, от которого колышутся заросли травы вокруг озерка, доносят издалека звериные крики. И мне кажется, что я слышу львиный рык. Мороз по коже! Ирене иногда удаётся увидеть львов, а копытных на водопой приходит много. Но вернёмся к нашим тиграм. Так вот, Ирена тоже ходит в гости к своему другу, амурскому тигру, который живёт в просторном удобном вольере Пражского зоопарка. И для неё это праздник. Когда он бывает близко, она с ним «беседует». Если бы все люди на Земле так трепетно относились к диким животным, то и проблемы сохранения не было бы. Но это невозможно.
В настоящее время Международной ассоциацией зоопарков принят специальный «План сохранения тигров». Зоопарки берут только «чистых» тигров, которые имеют подтверждённую родословную и однородны в генетическом отношении. Все спаривания тщательно фиксируются, а дети регистрируются с указанием родителей. Жизнь каждого тигра имеет чёткое расписание. В американских зоопарках содержится 190 амурских тигров, а в дикой природе их всего около 500. Для сравнения, во всём мире количество разных тигров, проживающих в неволе, составляет 20000 особей. Из них в Америке содержится 12000. Очень много таких беспородных невольников находится в Техасе в домах состоятельных американцев. Оказывается, до сих пор среди богатых считается престижным держать у себя целый зверинец диких или ручных животных, подобно индийским раджам в далёком прошлом. И в таких условиях происходит беспорядочное спаривание между разными подвидами тигров. Рождаются полукровки, непригодные для сохранения определённого подвида.
Живут по сей день в зоопарках США и те два амурских тигра, самец и самка, которых увезли из нашей тернейской тайги в 90-х годах, когда они были ещё совсем маленькими. Их маму, тигрицу Лену, убили в заповеднике браконьеры. Об этом тогда много говорили и писали в газетах. Всё у них хорошо.