Монастырь Wat Pha Luang Ta Buа находится к северо-западу от Бангкока в провинции Канчанабури. Но широкой публике он известен как «Тигриный храм» (Tiger Temple). Когда-то это был самый обыкновенный буддистский монастырь, коих в Таиланде тысячи, но десять лет назад сюда принесли найденного в джунглях тигренка-сироту, которого монахи оставили у себя. Жители провинции узнали об этом и стали приносить в монастырь осиротевших тигрят и других зверей.
Животным очень понравилось в храме, но они не поддержали аскетическую жизнь монахов и быстро размножились. Сейчас здесь живут около 50 взрослых тигров и почти десяток тигрят. Путешественница из Новосибирска
Елена Майданова узнала о возможности волонтерской работы из Интернета.
- Никаких представлений, о том, что это за работа у меня не было. Разве что несколько лет назад я смотрела документальный фильм об этом монастыре и в памяти осталась идеализированная картинка: горы, монахи, мирно играющие в каньоне тигры, - рассказывает Елена. - Реальность заметно отличалась от фильма: высокий забор, оградивший храм от мира, яркие рекламные плакаты, несколько десятков туристов у касс.
Первым делом новоприбывшему волонтеру выдали документ, на котором нужно было поставить автограф. Внутри – стандартные (при всей нестандартности ситуации) фразы: работа с дикими животными опасна и чревата травмами, волонтер самостоятельно несет ответственность за все полученные повреждения и обязуется соблюдать технику безопасности. Новеньких работников оказалось шестеро и еще двое «бывалых», решивших продлить свое пребывание в «Тайгер темпл» на месяц-другой.
Рабочий день начинался в семь утра с мытья мисок и прогулки с тигрятами. Юных тигров с самого раннего возраста приучают к хождению на поводке. Они этого, конечно же, не любят, упираются и тянут в другую сторону. Направить их на нужный путь можно тремя разными способами.
Развернуть тигриную голову в нужную сторону и подождать, когда он туда пойдет; Взять на руки и отнести (но тогда тигренок начинает требовательно кричать и кусаться); Подождать, когда приведут больших тигров и тогда тигрята, повинуясь инстинктам, сами побегут за их полосатыми хвостами.
Затем малышей приводят к площадке перед монастырем и отпускают играть на волю. Больше всего тигрята любят бегать друг за другом и кусать волонтеров за ноги. После прогулки их относят в зал для медитаций, куда в 7.30 приходят первые туристы.
Старших тигров привязывают вдоль перил и дают им поиграть с тряпками, некогда служившими монахам одеждой. В это время завершается пение мантр и медитация и все присутствующие: тигры, гости, монахи, волонтеры начинают завтрак.
Каждое утро на площадку перед монастырем приходила Присцилла, коза-экстремалка, и расслабленно прогуливалась под балконом, на котором привязаны тигры. Тигры провожали все ее движения жадным взглядом и истекали слюной. После завтрака волонтеры снова отводят котят в клетки. Они хоть и маленькие, но уже тигры, поэтому не стоит забывать одно из главных правил: не поворачиваться к животным спиной, не ложиться на землю и не садиться, иначе они тут же запрыгнут и укусят за шею.
В то время как гости смотрят и участвуют в программе утренних упражнений, волонтеры чистят клетки. Время, проведенное за этим занятием, крайне важно для знакомства со взрослыми хищниками: так тигры быстрее запоминают запахи и привыкают к людям.
Не все тигры, живущие в монастыре, работают с людьми. Некоторые из них, мягко говоря, не совсем адекватно воспринимают двуногих. Например, тигр Атом не любит толпы: если к его клетке подходит один человек - он спокоен, если двое - начинает нервничать, а если больше трех – зверь приходит в ярость и извергает поток «брани», как вулкан Везувий.
Еще здесь есть тигрица-феминистка - она не любит мужчин и очень страшно на них рычит, есть две тигрицы-подружки, прозванные тайцами «Крэйзи герлз» («Сумасшедшие девочки») и самый непредсказуемый и опасный тигр – Даймонд, то есть «Бриллиант». Но гораздо лучше ему подходит неофициальное прозвище «Пальцеед» - да, он действительно съел по пальцу у двух работников монастыря.
После полудня монастырь наполняется туристами. Взрослых тигров привязывают к деревьям на площадке перед искусственным водопадом и они, разморенные жарой, разрешают себя потрогать и сфотографироваться. Самый популярный туристический вопрос здесь - это «Чем тут обкалывают тигров, что они такие спокойные?»
- Ответ прост: тигров «обкалывают» сытной едой и жарой, - говорит Елена. - Двигаться всем лень и, лично я даже завидовала зверям, когда они разваливались в тени деревьев и мирно храпели. А нам в это время нужно было отгонять от них посетителей храма. И бороться с желанием улечься спать рядышком с этими большими котиками.
Для посетителей «Тигриный монастырь» закрывается в 16.15, в это же время заканчивается и рабочий день. После того, как уходят последние посетители, и ворота монастыря закрываются, тигры лениво нежатся в клетках, отдыхая после общения с людьми - наступает счастливое время тишины и покоя. У волонтеров есть немного времени на отдых перед вечерней медитацией. То есть, для монахов она начинается раньше, но волонтерам можно приходить после того, как монахи гасят свет.
Когда-то в этом монастыре проводились курсы медитации, в том числе и на английском языке, для иностранцев. Но потом стало понятно, что медитирующие уделяют большее внимание тиграм, чем духовным практикам, и программу закрыли.
Пожалуй, служителям храма нужна особая расслабленность ума, чтобы находиться в медитативном состоянии среди сотен людей, приезжающих в монастырь каждый день. Ведь многие монахи «работают фотомоделями» - вместо медитаций им приходится фотографироваться с туристами и водить на поводке тигров.