Природоохранные организации Дальнего Востока отмечают небывалый рост изъятия амурских тигров из дикой природы. Под изъятием понимается как убийство тигров, так и помещение осиротевших тигрят в питомники, поскольку без матери они сами выжить не смогут.
В международном фонде защиты животных IFAW заявляют об угрозе полного исчезновения вида. Так, за 2012 год были конфискованы дериваты (части тела - шкуры, лапы, и т.п.), принадлежащие, как удалось установить, 17-20 особям амурского тигра. Девять тигрят (как минимум из четырех пометов) лишились своих матерей, по всей видимости, ставших жертвой браконьеров. Таким образом, популяция сократилась ориентировочно более, чем на 30 особей. Всего на Дальнем Востоке обитает примерно 400 амурских тигров.
«Все предпринимаемые меры ничтожно малы, и страшно подумать, сколько еще тигров станут неизвестными жертвами браконьеров, − обратила внимание общественности Мария Воронцова, директор Международного фонда защиты животных IFAW в России. - Популяции будет нанесен невосполнимый ущерб, если не будут приняты четкие государственные планы по защите тигров − планы, предусматривающие твердые обязательства, сроки и финансирование».
Хотя некоторые из этих тигрят смогут вернуться в дикую природу, если их реабилитация пройдет успешно, такого количества подтвержденных случаев браконьерства Россия еще не знала, утверждают в IFAW. Поскольку выявить случаи браконьерства очень сложно, это количество может быть лишь небольшим процентом от реального.
По оценке Виктора Гапонова, директора федеральной инспекции «Тигр», рост популяции, начавшийся с 1940-х годов, прекратился в 2005 году. Мониторинг тигриной популяции в 16 районов Приморского края показывает, что в последние семь лет численность тигров только в Приморье сократилась почти в 1,5 раза. Если в 2004-2005 годах она составляла примерно 120 особей, то в 2010-2011 годах – менее 80.
Несколько конфискованных у браконьеров тигриных шкур были опознаны Линдой Керли, биологом, работающим на Зоологическое общество Лондона, как принадлежащие тиграм из Лазовского заповедника (Приморский край) и прилегающих районов. «Полоски на теле каждого тигра уникальны, поэтому использование записей камеры позволяет нам следить за их судьбой год за годом, просто фиксируя передвижения тигров камерой, - пояснила Линда. - Используя продолжительные съемки тигров на больших территориях и идентифицируя их с известными нам особями, мы можем лучше понять, где происходят случаи браконьерства». В настоящий момент установлено, что большинство конфискованных шкур добыто все же вне защищаемых районов (там происходит интенсивное камерослежение), а все тигрята были обнаружены вдали от защищаемых районов, что дает возможность предположить, что браконьерство – по крайней мере в последний год – может происходить главным образом вне защищаемых районов.